У Дунаевского был
"морской" вариант оперетты, у нас - "учебно-педагогический". У него это
была комедия, у нас - оптимистическая трагедия. |
Когда у нас в
группе объявили о том,
что состоится наш первый "Огонёк",
я стал думать,
что же такое сделать,
чтобы это было интересно для других.
Рисовать толком я не умел,
петь,
танцевать тоже (хотя по пению была твёрдая четвёрка и в школьном хоре
меня ставили то в "первый голос", то во "второй",
правда,
учитель пения часто жалел,
что я не исполнял своей любимой партии - партии немого).
Но выступить всё же хотелось.
Я вспомнил,
что незадолго перед этим нащёлкал на отцовский фотоаппарат "Зоркий"
своих однокурсников из группы во время переменок между занятиями.
И вот дома,
вставив в фотоувеличитель плёнку и высунув от усердия язык,
я допоздна в темноте обводил карандашом по негативу контуры лиц,
а потом дорисовывал всякие детали.
Например,
Володю Соколова мы звали "Сокол".
Я к его голове пририсовал крылышки и хвост - получился,
если и не сокол,
не орёл,
то уж воробей наверняка.
А чтобы ни у кого сомнений не было кто это,
нужна была подпись.
Я
вспомнил,
что,
когда он отвечал на занятиях,
то обладал очень интересными способностями - он часто вынуждал учителей
рассказывать за него,
а сам при
этом только подбадривал их,
вставляя
время от времени многозначительное: "Да...
Да..."
Поэтому в темноте под этим шаржем родились такие строки:
"О смелый Сокол с учителем в бою
Почаще речь вставляй свою!"
У Тани Ступиной
был такой звонкий и громкий голос,
что когда она возбуждённо что-либо говорила,
то,
как от волшебного голоса Джельсомино,
стёкла бились...
Хотя это я,
конечно,
немножко перебрал - не бились,
но дребезжали,
это точно.
И под её шаржем
появились следующие строки:
"Пожеланье многих лиц -
Меньше
пить сырых яиц".
Тане
Гашененковой в середине её "бабетты" нарисовал компас и что-то про
походы написал.
Вот, кстати, сама Таня и напомнила, что именно ей
я написал тогда:
"Зачем
нам компас, если ШЕФ
Идет по
лесу ветки не задев".
(Мы её тогда "шефом" звали за управление в
походах).
Володе Гришину
вместо леденца на палочке (или по нынешнему - "Чупа-Чупс") пристроил
штангу...
Всего и не
припомнишь через сорок два (или уже сорок три?) года - сколько и на кого
тогда нарисовал дружеских шаржей при подготовке к этому "Огоньку".
Но это только
часть проблемы - как всё это подать,
чтобы привлечь внимание? А в то время в магазинах появились хлопушки,
которые с оглушительным выстрелом разбрасывали цветные кружочки конфетти.
Я разобрал такую хлопушку - высыпал из неё конфетти,
разломал картонный корпус и достал "взрывное устройство",
размером с пятачок 1961 года выпуска.
Сложил все нарисованные шаржи в картонную папочку для бумаг,
прорезал специальные отверстия в ней,
и мы вместе с Володей Гришиным прикрепили этот самый "взрыв-пакет" так,
чтобы при резком раскрытии папки,
верёвочка натягивалась,
и происходил бы оглушительный взрыв...
Ну а дальше я бы как ни в чём ни бывало с невозмутимым лицом начал бы
свой показ шаржев.
Очень эффектно задумано было.
И вот все за
столиками в актовом зале,
в красивых праздничных нарядах,
настроение у всех приподнятое,
торжественное (почти как у Наташи Ростовой на её первом бале).
Наконец,
доходит очередь и до меня.
Я,
заметно
волнуясь (как ни
как последнее моё публичное выступление было в школе,
когда я
выступал в кукольном спектакле "Колобок" перед детишками из подшефного
детсада - я играл медведя,
про которого потом воспитатели сказали,
что он
слишком шустро плясал под песенку колобка),
так вот,
заметно волнуясь,
я открыл рот,
чтобы не оглохнуть от взрыва, и рывком раскрыл папку.
Володя
Гришин (единственный,
кто знал,
что сейчас рванёт) тоже успел открыть рот...
Верёвочка,
которою были
связаны папка и хлопушка,
оказалась прочнее картонной папки,
которая легко разорвалась в местах,
прорезанных для привязывания...
Мы с Володей в полной тишине закрыли рты,
я достал шаржи и начал их демонстрировать...
Одним словом - первый блин,
как и положено,
оказался комом.
Кстати, подобная
хлопушка ещё раз подвела нас с Володей Гришиным, но это было уже позже,
когда мы ставили "оперетту" на смотре самодеятельности. Если коротко, то
это было, примерно, так...
Эта самая
"оперетта" называлась "Экзамены". Я и Володя Акиньшин играли двух
студентов, пришедших на экзамен, а Валя Кобылина – была учительницей.
Аккомпанировал за фортепиано наш музыкант Витя Сухов. Вначале мы с Кешей
(Володя Акиньшин) и Валей пели такие куплеты (на известный мотив
оперетты "Белая акация"):
Саша:
Пришли сюда мы рано,
Экзамены сдать надо.
Кеша:
Экзамены сдать надо,
Пришли сюда мы рано,
Саша:
Чтоб кое-что учителю сказать.
Мы говорим вам ясно:
Не мучайте напрасно,
Кеша:
Не мучайте напрасно,
Мы
говорим вам ясно –
Саша:
Не заставляйте силу применять!
Валя:
Ах, Саша, ах, Лёша,
Ну зачем же, ну скажите, ну зачем же так шутить?
Ах, Саша, ах, Лёша,
Ведь вы можете два балла получить!
Саша:
Поверьте мы не шутим -
Мы вам букетик купим,
Кеша:
Мы вам букетик купим,
Поверьте мы не шутим
Саша:
Мороженое купим ассорти!
Валя:
Ах, Саша, ах, Лёша,
Покупайте своим бабушке и дедушке букет!
Ах, Саша, ах, Лёша,
Иль ответите сейчас или привет...
Далее следуют
танцы, характерные для оперетт, и мы с Кешей берём экзаменационные
билеты и садимся за парты. Я ничего толком не отвечаю на поставленные в
билете вопросы. Естественно, Валя (учительница) ставит мне два балла. Я
выхватываю пистолет, кричу: "Ах, я застрелюсь!" и выбегаю за кулисы...
В этот момент
Володя Гришин (по договорённости находящийся за той же левой кулисой)
стреляет из заранее приготовленной хлопушки, я кричу голосом кошки,
которую прищемили дверью. Кеша, находясь на сцене, хватается за голову и
восклицает: "Он застрелился!"
Через некоторое
время я снова медленно появляюсь на сцене, держа пистолет у самого виска и трагическим
голосом объявляю: "Промахнулся – в кошку попал".
Но оказывается
самая острая сцена была сыграна невидимо для зрителя: во-первых, криков
было два, хотя они и слились в один, а во-вторых, Володя Гришин
выстрелил не глядя, т.к. тоже волновался, и попал кому-то из наших
девчонок, находившейся там же, в ногу (кто это
был не помню, но именно она и вскрикнула от неожиданности). Чулок оказался прожжённым этой
самой
хлопушкой. Ни травм, ни ожогов не было, но чулок безнадёжно пострадал.
Искусство в
очередной раз потребовало себе жертву - на этот раз в виде испорченного чулка...
|