Большинство попыток "откосить" от армии,
прикидываясь идиотом перед врачами из медицинской комиссии...
...заканчивалось либо сумасшедшим домом...
... либо армией. Что в некоторых случаях имело
много общего...
Печальный опыт Швейка заставлял нас искать другие
возможные пути. Пусть и не менее сложные...
Вот он - тот самый Аттестат о среднем образовании.
Получен... За
что боролись? В данном случае документ совершенно бесполезен, хотя и дорог, как память о
времени учёбы в вечерней школе № 13.
Вот чем заканчиваются непродуманные действия -
серая шинель и курсантские будни. Вместо того, чтобы в
Экономико-Статистическом Институте изучать кейнсианскую концепцию
занятости, пришлось разбираться в гидравлической системе установок для
ракет с жидким топливом, а в перерывах ходить в караулы и бегать кроссы.
Ну, что же - не умеешь работать головой,
придётся пару лет поработать ногами...
|
Когда-то ещё во
времена Швейка, чтобы "откосить" от армии, пользовались разным набором
приёмов: симулировали сумасшествие, сильную близорукость, притворялись,
что покусаны бешеной собакой, пили сулему, впрыскивали под кожу керосин
и т.д. и т.п. Мы (Володя Гришин, Вася Сибилёв и я) на такие крайности
идти не собирались, поэтому выбрали другой способ, чтобы всё же не
попасть в армию сразу после окончания техникума, т.к. попасть в число "пятипроцентников",
как это смогла наша отличница Наташа Максимова, нам не светило, а значит
путь в дневной институт на два года нам был закрыт. Зато при этом
открывался прямой путь в армию.
Сначала Володя
Гришин, когда мы уже учились на последнем курсе техникума, нашёл
какую-то заочную среднюю школу, чтобы, закончив её ещё до окончания
техникума, получить аттестат и уже по нему поступать на дневное
отделение института, и тем самым отложить армию, по крайней мере, до
окончания института. Мы с Васей тоже поступили в эту заочную школу, но
когда узнали сколько зачётов и экзаменов нужно досдавать за пропущенные
классы (т.е. за 9 и 10), то поняли, что это не из нашей песни, т.к.
удастся их все сдать как раз ко времени завершения службы в армии.
Но вскоре
нашёлся более приемлемый вариант - это вечерняя средняя школа №13
Москворецкого района. Часть предметов нам обещали зачесть, если мы
принесём из техникума справки о сдаче этих предметов. И мы, как герои в
фильме "Большая перемена", начали исправно (и не очень исправно)
посещать вечернюю школу, продолжая при этом быть студентами техникума.
Из наших одноклассников-вечерников мне больше всего запомнились двое -
один был испанец (парнишка лет семнадцати), который после окончания
школы собирался уезжать на родину предков - естественно в Испанию,
поэтому усиленно в то время учил испанский язык (но это были внеклассные
занятия). Я запомнил его самого, но не его фамилию, потому что запомнить
её было просто не возможно, т.к. она состояла то ли из 12, то ли из 13
испанских имён (даже директор школы, когда позднее торжественно вручал
ему аттестат, не сумел дочитать все эти имена и ограничился словами: "И
так далее"). Второй незабываемый одноклассник - это милиционер, который
пришёл в школу, чтобы обеспечить себя документом о среднем образовании.
Причём оба они (и испанец и милиционер) запомнились не временем
совместной учёбы, а сдачей выпускных экзаменов.
Директор этой
школы был каких-то восточных кровей, говорил с небольшим акцентом и с
большим юмором (по крайней мере, он так считал). Когда шли экзамены, он
приходил к нам к той классной комнате, где заседала комиссия, и как мог
подбадривал нас...
В тот раз
сдавали мы историю. Столпились около дверей и ждали своей очереди.
Подошёл директор и спрашивает: "Ну, как - готовы
сдавать?" Испанец,
самый шустрый из нас на язык, бодро так, без акцента (всё же родился и
вырос в СССР) отвечает: "Всегда готовы!" Директор улыбнулся и сказал:
"Молодец! Заходи в класс". И чтобы ещё больше разрядить нервозную
предэкзаменационную обстановку, шутливо слегка хлопнул рукой испанцу по
животу. Хлопнул и тут же изменился в лице. "А ну, доставай!" - строго
сказал он испанцу. Испанец с невинным выражением лица задрал свитер и
достал из-за пояса толстенный учебник по истории. Директор взял учебник
в руку и опять заулыбался. "Ну, пошли," - снова весело сказал он
испанцу, обхватывая его за талию со спины, чтобы пропустить первым в
класс, и от неожиданности замер... "А ну, доставай!" - строго обратился
он к испанцу. Тот совершенно невозмутимо снова задрал свитер и снова
достал точно такой же учебник - на этот раз спрятанный за поясом сзади,
и, наконец, совершенно спокойно вошёл в класс. Но самое интересное, что,
когда я через некоторое время заглянул в класс, то увидел, что он
самозабвенно сдувает что-то из большого учебника истории, пряча его под
партой.
Позднее я
спросил его - откуда же он взял третий учебник, если директор отобрал у
него целых два? "А я его в брючину спрятал," - простодушно сказал
предусмотрительный земляк Сервантеса и показал на свои широченные клёши
(тогдашняя мода на клёши позволяла спрятать в них даже том большой
советской энциклопедии, правда, без обложки). Амаяк Акапян наверняка
позавидовал бы его ловкости и находчивости.
Впрочем, тогда
на самóм экзамене было уже не до него, потому что первым номером
выступал всё же другой "находчивый" - тот самый милиционер. Я даже
перестал готовиться к ответу на свой билет, потому что заслушался его
выступлением перед экзаменационной комиссией. Говорил он примерно
следующее: "В тылу врага наши граждане организовывали социалистическое
соревнование за переходящее Красное знамя..." Далее также красочно и
практически без остановки. Хотя представить, как на захваченной немцами
территории наши граждане переносят из избы в избу переходящее Красное
знамя, было не так уж и просто…
Зато на физике
наш милиционер-одноклассник (обычно ходивший на занятия в штатском, но
на экзамены приходивший только в форме, правда, без оружия), отвечал
более кратко. Ему предлагали: пожалуйста, отвечайте на первый вопрос
билета. Следовала пауза, после которой он неожиданно говорил: "А я
холодильник купил". Далее следовала недоумённая пауза уже со стороны
членов экзаменационной комиссии, после которой ему говорили: "Ну, хорошо
- давайте второй вопрос". Он радостно зачитывал второй вопрос и через
такую же паузу вдруг выдавал: "Жена как рада!" Члены комиссии некоторое
время приходили в себя после этого ответа и, наконец, спрашивают: "Ну,
хотя бы третий вопрос знаете?" Милиционер ещё более радостно восклицал:
"А третий вопрос знаю!" И замолкал насовсем, потому что третий вопрос он
знал также как и первые два, т.е. - никак. Я ещё подумал - таких хорошо
в разведку посылать. Узнать что нужно, может быть, и не узнает, но уж,
наверняка, никаких своих секретов не раскроет, потому что всё равно
ничего не знает.
Члены комиссии
беспомощно, как дети, смотрели на директора школы, тот смотрел на птичек
за окном... Одним словом - на одного милиционера с аттестатом о среднем
образовании стало больше.
Но полученный
аттестат лично нам всё равно не пригодился, потому что Володя и Вася и
так были удачно распределены работать на предприятие с бронью от армии,
а я так и не смог этот аттестат пристроить, потому что, чтобы приняли
мои документы для сдачи вступительных экзаменов в дневной институт,
нужна была ещё и справка с места работы. И тоже верно - раз закончил
вечернюю школу, значит где-то должен был работать. А в моей трудовой
книжке уже было записано - прибыл по распределению из техникума. Т.е. я
обязан был отработать, не увольняясь с этого места, два года, и как
пообещал мне начальник отдела кадров, если я всё же поступлю в дневной
институт, то меня через суд вернут на прежнее место работы. Заходить так
далеко, чтобы судиться с родным государством я не собирался, поэтому
оставил затею с дневным институтом и поступил в МИЭМ на вечернее
отделение, откуда 16 ноября 1968 года был благополучно призван в ряды
нашей родной армии…
Так и не удалось
мне, не смотря на затраченное время и усилия откосить от армии. А, может
быть, виноват в этом "неправильный" номер вечерней школы – всё же число
13 не из самых счастливых?
Закончилась гражданская жизнь и начались армейские
университеты
(цитируется из
недр интернета):
1. Значение синуса в военное время может
достигать четырех.
2. И стоять передо мной смирно! Я вам кто
или нет?!
3. И чему вас на вашей математике учили:
стоять не умеете, ходить не умеете...
4. Горло болит? Учите устав - болеть не
будет.
5. Вы почему дисциплину не выполняете?
6. Выгоню вас на плац, и будете ходить по
квадратному кругу.
7.Вы здесь спите, а там Родину снегом
заносит!
8. Все пятиугольники между собой
равнобедренны.
9. Военному хорда не нужна...
10. Впишем эллипс в квадрат, проведем
касательную под углом 45 градусов к диаметру. Что вы ржете?! Этой
методикой давно уже в Штатах пользуются!
|